Александра Зазнобина
Опыт прессы

Театральная газета (04.07.1893 — 26.11.1893).

Иллюстрированное издание, посвященное театру, искусствам и литературе.

Редактор Вейнберг П. Издатель Остолопов Е. В.

«Театральная газета» издавалась с 4 июля по 26 ноября 1893 года. До этого полноценных газет, посвященных театру, его критике и истории, не было. С 1866 по 1868 год издавался московский «Антракт», отказавшийся от определенной идейной программы и печатавший краткие обзоры на постановки императорских театров, анекдоты из жизни актеров, содержания иностранных альманахов, а также рассказы и повести. Позднее, в 1884-1893 годах, был «Театральный мирок», пытавшийся отразить артистическую жизнь, а потому основу его материала составляли мемуары, биографии, театральная хроника в рубрике «Факты и слухи».
Редактором «Театральной газеты» стал русский поэт, переводчик, историк литературы Петр Исаевич Вейнберг (1831-1908).
Вейнберг обозначил в обращении к читателям главной целью «содействие очищению вкуса, подъем понятий искусства на надлежащую высоту, развитие любви к этому искусству и серьезного изучения различных отраслей». Теперь газета отказывается от слухов, ее авторы оставляют место только тому, что происходит на сцене.
Редакция посчитала важным предупредить своего читателя о том, что не будет участвовать в «личной и узко-партийной полемике» и что это не помешает исполнять свои задачи — «преследование всего фальшивого и недобросовестного в области искусства и борьбы с ним».
Первый номер выходит 4 июля 1893 года. Причину выбора столь странной даты для начала издательства найти невозможно. Остается только предположить, что редакция планировала «порепетировать» на летнем сезоне в загородных театрах, чтобы осенние спектакли освещать уже набитой рукой.
Из общего содержания всей газеты заметно, что было издано немало статей об актерах, драматургах, а также и о театральной технологии. Нередко печатались и художественные произведения. Большое внимание уделялось музыке или музыкальному театру. Из-за многих постоянных рубрик (о которых я расскажу позднее) и магистральных тематических линий, газета, возможно, стала похожей на журнал.
Издание осталось без упоминания и стало исторической лакуной, почему - неясно. Не пишет об издании ни один из его авторов. В «Литературных воспоминания» А.Р. Кугель воссоздает свой творческий путь, упоминая даже единственную публикацию в газете «Новости» и обходя вниманием несколько месяцев сотрудничества с «Театральной газетой». Создание и исчезновение газеты остаются незамеченными и современной ей прессой.

Обзор рубрик.
Театральные беседы
Эта рубрика появляется в газете 5 сентября, вел рубрику Вейнберг. В структуре газеты именно эта часть материалов во многом брала на себя задачи театральной критики. Однако рецензия Вейнберга – еще не сформированный жанр, границы статьи размыты серьезным рассуждением, сравнением, одновременно украшены личной интонацией, шуткой.
Вейнберг рассуждает о первых спектаклях только что открывшегося сезона. Это «Димитрий Донской» Озерова и «Нарцисс» Сумарокова, поставленные в Александринском театре. Вейнберг пишет, посмеиваясь и не пренебрегая фигурами разговорной речи. Затем нелестным комментариям подвергся и «Недоросль» Фонвизина. Об актерах упоминается мельком. Впечатление от спектакля у редактора «Театральной газеты» было во многом испорчено декламацией стихов.
Абсолютно иным оказался текст, посвященный другой постановке Александринского театра. Размышляя о «Коварстве и Любви» Ф. Шиллера, Вейнберг забывает об иронии. Рецензию на первый спектакль автор начинает с воспоминаний об игре П. С. Мочалова, исполнившего роль Фердинанда. Вспомнившийся Вейнбергу спектакль не лишен был черт сентиментализма, которые пока не вызывали смех зрителей, а наоборот заставляли «плакать навзрыд». Конечно, воспоминание здесь неслучайно. Еще в тексте «Из моих театральных воспоминаний» Вейнберг подробно останавливается на этой роли Мочалова. Его искусство - идеал для редактора газеты, а потому сравнение Фердинанда-Мочалова и Фердинанда-Аполлонского неизбежно, хоть и не прописано в самом тексте беседы столь явно из-за обрисовки одних и тех же сцен и манеры исполнения. Так, Аполлонский оказался лишь «совершенно удовлетворительным».
За весь 1893 год в «Театральной газете» было напечатано пять «бесед».
Позднее рецензии были перемещены в другую рубрику - «Петербургские театры». Теперь рецензентов стало несколько. Так, одним из критиков этой рубрики был Петр Петрович Гнедич[1], написавший несколько рецензий под псевдонимом Rectus.
Театральный сезон не был полностью представлен критиками газеты. Множество спектаклей осталось без внимания, вероятно, они представились мимолетными (что сложно опровергнуть, ведь некоторые показывались всего несколько раз за все то время, что театры были открыты). Осталась незамеченной и премьера «Мертвых душ», все же сыгранная огромное количество раз даже за столь короткий период жизни издания. Редакция старательно выбирала спектакли, возможно, чтобы не повторить опыт летних выпусков, в которых критика была замещена перечислением постановок.
Загородные театры
В «Загородных театрах» рассказывается о деятельности Ораниенбаумского театра, театров в Озерках, Стрельне и Старом Петергофе. Все тексты представляют только некоторые разочаровывающие результаты сезона. Загородные театры не могли похвастаться большими сборами, что подчеркивается почти в каждой заметке, также нередко прибегали к услугам фокусников и гимнастов, превращая спектакли в балаганные представления.
Петербургский балет
Рубрика появляется в газете, как только открывается балетный сезон в Санкт-Петербурге, и существует совсем недолго, всего лишь в пяти номерах. Тексты, написанные В. Я. Светловым[2], больше, чем простыми отчетами о прошедших спектаклях, не становятся. Автор смог последовательно рассказать о спектаклях Мариинской сцены в период с 5 сентября (день открытия балетного сезона) по 17 октября 1893 года. Светлов отказывается от написания рецензий только на премьеры и предпочитает писать о каждом спектакле. Когда же балет представлен зрителю уже второй или третий раз автор так же упоминает об этом, добавляя иногда изменения, произошедшие на сцене, но и перемены не получают комментария. Танец и пластика балерин также остаются без анализа. Светлов ограничивается безликим «прекрасно и стройно» или «посредственно». Разумеется, простое перечисление новостей балетной сцены не соответствовало грандиозной задаче газеты, а потому быстро пропадает, уходит со страниц издания.
Музыкальная хроника
В сравнении с работами Светлова абсолютно иначе построены тексты Г. А. Лароша в его «Музыкальной хронике». Эта рубрика прожила только на один номер больше «Петербургских балетов», но в ней автор не оставляет читателей без собственного мнения и анализа. Так, в одном из материалов Ларош рассказывает о концерте музыканта Голлидея. Критик рассматривает игру исполнителя тщательно, не упуская деталей. Исчезновение «Музыкальной хроники» не имеет очевидных причин, но стоит отметить, что именно после публикации этих текстов Ларош покидает «Театральную газету» и более в ней не печатается.
Зарубежный театр
Как таковой полноценной рубрики о зарубежном театре не было, но все же напечатано немало статей и заметок как об истории, так и современном репертуаре зарубежной сцены. Большинство текстов посвящено Парижской сцене, правда, ограничивались они простым перечислением названий спектаклей, разбавляемым иногда описанием сюжетов инсценированных пьес. Вероятно, заметки должны были представить современный французский театр, но картинка не сложилась, поскольку отсутствовало главное — сам театр. Актеры упоминаются мельком, об анализе речь не идёт.
Иной стала работа Петра Осиповича Морозова[3] о современном испанском театре. Текст полон истории, анализом пьес, а также представлением актеров конца XIX века. Кроме того, Морозов смог в тонкостях поведать о неявных различиях испанской и русской сцен. Также автор проводит параллели с Шекспиром, Мольером и Гюго, пытаясь обнаружить индивидуальные черты испанского театра, доказать, что он представляет «новое, оригинальное и интересное». Морозов пишет о перспективе знакомства русского читателя с испанской драматургией, а возможно и ее инсценировками.
Театр и жизнь
В «Театральной газете» фельетоны Кугеля, взявшего для этого псевдоним Диллетант, печатаются с первого номера. Соответствуя названию своих фельетонов (рубрики), Кугель, как правило, начинает с очерковых зарисовок из жизни: жара, выставки гигиены или личные качества русского человека. И всегда размышления о подобном выводят его на театр. В основном автор излагает общие мысли о сцене, иногда о летнем сезоне и антрепренерах.
Открытие петербургских театров газета встречает уже без Кугеля, поскольку его фельетоны перестают печататься сразу, как заканчивается летний сезон. Возможно, это был способ развлечь читателя легким повествованием автора.
Театральная политехния
Под заглавием «Театральная политехния» в газете печатались тексты, «способные представить какой-либо интерес режиссерам, антрепренерам, артистам или любителям, относительно новинок или совершенствований по части сценических эффектов». В этих статьях В. Де Лэси рассказывает о технических усовершенствованиях сцены. Так, автор описал канализационную рампу системы В. Н. Чиколева, способ электрического освещения сцены не газом (дающим желтый грязный оттенок), а электричеством.
Следующими темами для текстов стали нетехнические предметы: звук колоколов, крики народа, розовая краска для щек. Материалы получились похожими на небольшие заметки, написанные простым, незамысловатым языком, лишенным эмоциональных окрасов. Из этого небольшого цикла статей получилось небольшое развенчание “магии театра” и представление его как здания, но это было кратким и мимолетным, послужившим, скорее всего, для развлечения читателя.

***

«Театральная газета» издавалась недолго, вышло только тридцать три номера. За это время редакция издания выпустила немало материалов, посвященных музыкальному театру и искусству, критических статей, исторических материалов. О прекращении выпуска газеты не было упомянуто ни в одном из номеров, наоборот, была открыта подписка на 1894 год. Что стало причиной закрытия, нельзя понять. Можно вообразить, что на это повлияла неокупаемость газеты, ее малая популярность. Также вероятно, это была слишком ранняя попытка создать театральную газету, оставалось несколько лет до настоящего театрального взрыва.